В понятие «психоактивные вещества» (ПАВ) включаются алкоголь, наркотики и токсические вещества. К последним относятся, в частности, распространенные среди детей и подростков ингалянты (бензин, толуол и др.).Проведение профилактической антинаркотической и антиалкогольной работы среди детей и подростков в настоящее время в мире осуществляется в рамках двух подходов: информационного и поведенческого. С помощью информационного подхода реализуется единственная модель обучения с учетом множественной мотивации употребления несовершеннолетними ПАВ, различных степеней риска и др., что является недостатком данного подхода. Создатели поведенческих профилактических программ, получивших наибольшее распространение за рубежом в последние 15-20 лет, обобщают достижения различных обучающих методик.

Задачами программы позитивной профилактики являются:

1) способствовать осознанию и усвоению детьми основных человеческих ценностей;

2)   обучить детей методам решения жизненных проблем, преодоления стресса и снятия напряжения без применения ПАВ;

3)       формировать у детей психосоциальные и психогигиенические навыки принятия решений, эффективного общения, критического мышления, сопротивления негативному влиянию сверстников, управления эмоциями, в том числе в состояниях стресса;

4)довести до сознания детей преимущества отказа от употребления ПАВ;

5)      сформировать установку на ведение здорового образа жизни;

6) повысить самооценку детей.